Автотехническая трасологическая экспертиза
В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом экспертиза является главным источником сбора доказательств при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Под понятием «экспертиза при ДТП» законодательством подразумевается комплекс мер, необходимых для выдачи заключений по вопросам технического, финансового и другого характера, которые непосредственно связаны с данным ДТП и не находятся в компетенции юристов, органов следствия, прокуратуры или суда.
Комплекс подразумевает проведение трёх видов мероприятий: судебная автотехническая экспертиза, автотехническая трасологическая экспертиза, а также оценочная (товароведческая) экспертиза. Проведение судебной автотехнической экспертизы обычно происходит непосредственно перед автотехнической трасологической экспертизой или производится параллельно ей. Она, прежде всего, помогает определить скорость движения транспортного средства, его техническое состояние на момент совершения ДТП. Вся информация берётся на основании характера повреждений транспортного средства, исследования уцелевших частей и механизмов и т.д.
Автотехническая трасологическая экспертиза призвана воссоздать картину непосредственно перед ДТП. Эксперты изучают информацию о направлении движения транспортных средств, расположении или характере движения пешеходов, расположения прочих объектов, например, разделительных сооружений, опор мостов и пр. Исследуются следы на дорожном покрытии, следы на транспортном средстве, определяется наличие и протяжённость тормозного пути.
Автотехническая трасологическая экспертиза также устанавливает точное место столкновения, совершения наезда на пешехода или препятствие, опрокидывания или съезда автомобиля с трассы. Эти сведения дают полную картину происшествия, помогают определить действия, предпринятые участниками ДТП для его предотвращения. Далее проводится оценочная экспертиза, которая определяет величину ущерба, причинённого участникам аварии.
Прежде всего, оценивается состояние и стоимость имущества до ДТП. Бывают ситуации, что до аварии автомобиль уже был серьёзно повреждён, но водитель скрывает это в надежде получить дополнительную компенсацию. На основании данных, которые предоставляет судебная автотехническая и автотехническая трасологическая экспертиза можно судить о характере повреждений именно вследствие ДТП. Эти данные также используются при проведении оценочной экспертизы.